«Это станет шоком»: В Германии ужаснулись новой реальности

В немецкой автомобильной индустрии, которая всегда была локомотивом экономики страны, огромные проблемы. Производство падает, и даже министр финансов не скрывает беспокойства.
Автопром в штопоре
Как сообщает Bloomberg, промышленность ФРГ переживает сильный спад: в августе реальный сектор сократился на 4,3% по сравнению с предыдущим месяцем. Эксперты предсказывали лишь один процент.
А выпуск автомобилей обрушился на 18,5%.»Это серьезный удар по экономике Германии, — отметил аналитик коммерческого банка LBBW Йенс-Оливер Николаш.Министр финансов Ларс Клингбайль возразил: в стране сильный автопром.Но признал: «Ситуация действительно сложная. Мы находимся под большим давлением. Нужны политические решения».
Потеря позиций
Трудности не только с производством, но и с продажей. По данным Handelsblatt, на трех важнейших автомобильных рынках – в Европе, США и Китае – совокупная доля немецких моделей впервые за десятилетия упала ниже 20%.»Раньше за границей продавали очень много. Однако сейчас некоторые рынки для немцев либо закрыты, либо там просто сильные конкуренты — те же самые китайцы», — говорит доцент Института экономики и финансов ГУУ Максим Чирков.Управляющий партнер EY Ян Брорхилькер указывал на падение экспорта в США.
Согласно опросу, более 60% немецких автомобильных предприятий намерены сокращать персонал из-за тяжелого экономического положения.Половина компаний (49%) оценивает свое состояние как «плохое» или «очень плохое». Только 11% считают его «хорошим» или «очень хорошим».
Идеальный шторм
Немецкий автопром оказался в ситуации идеального шторма: осложнения сразу в производстве, сбыте и экспорте.
Резко выросли издержки. Это связано с отказом от дешевого российского газа, подорожанием металла и рабочей силы, перечисляет экономист Андрей Бархота.Серьезное испытание — торговая война с США. В итоге немецкие автомобили стали неконкурентоспособными на международном рынке, в том числе в Америке и Азии.При этом нацеленность на электромобили не соответствует профилю германских автогигантов. Они уступают азиатским аналогам и не пользуются у потребителей спросом, добавляет специалист.
Изменить ситуацию
Когда министр говорит о «политических решениях», он, вероятно, имеет в виду масштабные субсидии, налоговые льготы и протекционизм по образцу США и Китая, предполагает доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Г. В. Плеханова Павел Севостьянов.»Без этого отрасль потеряет десятки тысяч рабочих мест и рискует утратить флагманский статус в ЕС уже к 2030-му», — подчеркивает он.
По его мнению, изменить ситуацию можно быстрее, если государство возьмет на себя роль технологического инвестора, а не наблюдателя рынка.Основное препятствие — недостаточная гибкость правительства и отказ от российского рынка, на котором эти марки были в свое время лидерами, говорит Бархота.Германии пора изменить курс санкций и политического давления на ряд стран, включая Россию и Китай, уверен Чирков.Если ничего не предпринимать, проблема не решится. Последствия бездействия для немецкой экономики будут катастрофическими, включая массовое закрытие автозаводов и значительный рост уровня безработицы.


